С 1 марта 2023 г. лом черных и цветных металлов будет классифицирован как вторичный ресурс на основании закона № 268-ФЗ[1] с примечанием об особенностях регулирования отношений с ним в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 980.
Однако многие представители ломозаготовительной отрасли до сих пор не имеют однозначного ответа на следующие вопросы:
Чтобы помочь ломосдатчикам разобраться, компания «Алмаз» провела анализ отраслевого законодательства и сделала на его основании следующие выводы.
Обращение с ломом и отходами черных/цветных металлов (прием, учет, хранение, транспортировка и отчуждение) регулируется Правилами, которые утвердило Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 980[2]. При этом важно отметить, что осуществлять прием и хранение могут исключительно лица, обладающие лицензией на заготовку, хранение, переработку и реализацию.
Группа «Лом и отходы черных и цветных металлов» включена в ФККО, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242[3] и виды отходов, входящие в ее состав, имеют различные классы опасности (от II до V). Обращение с ними при условии наличия лицензии на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов, не требует получения дополнительной лицензии на обращение с отходами при осуществлении указанных видов деятельности.
«Несмотря на позицию Росприроднадзора, порядок учета по приказу Минприроды №1028 никто не отменял, — отмечает директор по продажам компании «Алмаз» Денис Кузнецов. — Поскольку присутствие позиций лома в классификаторе не означает автоматическое отнесение к отходам, то сначала надо определиться со статусом сдаваемого продукта: лом это или отход. Передать отход лома компании с лицензией на лом нельзя».
Таким образом, если в результате деятельности компании, имеющей лицензию на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов, образуются иные отходы I‒V классов опасности, в том числе отходы металлов, не упомянутые в соответствующей группе ФККО, то обращение с ними требует соблюдения природоохранного законодательства, то есть наличия лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I‒IV классов опасности.
Если же иные отходы не образуются, то лицензия на право обращения с ними не требуется.
_____________________________________________________
[1] Федеральный закон от 14.07.2022 No 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 980 «О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения».
[3] Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».